Где в Порту красивые азулежу смотреть
Я могу часами бесцельно бродить по улицам португальских городов, рассматривая азулежу на стенах домов. Особенно в Порту. Да, он совершенно не причесанный, такой полнейший раздолбай, но и в этом тоже его невероятная очаровательность. А сохнущие на верёвках вещи в окружении цветной плитки — это вообще мой фотофетиш.
Расскажу про классные места в Порту, где азулежу не просто декор дома, а целое произведение искусства.
Немного блесну познаниями, чтобы понимать на что вообще смотрим 🙂
Азулежу — португальские керамические плитки. Название происходит от арабского «аз-зулейдж» — «камешек». На Востоке давно было принято облицовывать дома керамической плиткой. В VIII веке арабы «привезли» эту традицию на Пиренейский полуостров. Севилья тогда была крупнейшим центром, где производились цветные изразцы. Испанцы «аз-зулейдж» стали произносить как «асулехос», а португальцы — «азулежу».
Согласно исламской традиции на них был геометрический орнамент, с рельефной поверхностью для предотвращения стекания красок. Плитки окрашивались в желтый, голубой, зеленый и белые цвета. После отвоевания земель, португальцы решили оставить эту часть культуры арабов себе.
Особенно азулежу понравилось королю Мануэлю I. С середины XVI века португальцы начинают украшать дома не плиткой с простыми узорами, а целыми картинами и выкладывают их не только снаружи, но и внутри помещений, заменяя ткань на стенах (ну обоев то не было). Изображались на них библейские и мифологические сюжеты.
Большая часть плитки тогда привозилась из Испании. Конец XVII века расцвет азулежу в Португалии. Тогда были привезены первые партии белых и синих изразцов из голландского Делфа. Но уже в 1715 году португальские мастера научились производить плитку самостоятельно и импорт прекратился. Украшать дома азулежу смогли себе позволить не только богатые португальцы. Стали модными панно с бытовыми и историческими сюжетами. До сих пор классической, образцовой техникой азулежу считается синий (кобальтовый) рисунок на белом фоне. Есть версия, что такое сочетание цветов напоминает португальцам об эпохе мореплавания.
Так, ну ладно, хватит тут умничать, пошли смотреть сперва на обычные дома.
Кайф, правда? Я ж говорю, по старой части города можно гулять и рассматривать дома часами. Но самые красивые, такие, чтобы прям огромные панно и картины, встречаются не на каждом шагу.
Вот те самые-самые.
Часовня Капелла Душ (Chapel of Souls)
или часовня Санта-Катерины. Rua de Santa Catarina 428, Porto (здесь и далее ссылки на карты Google). А вот ссылка на карту, где все места из этого поста.
Стены часовни в 1929 году были покрыты плитками, на которых изображены религиозные сюжеты на тему жизни святого Франциско Ассизского и святой Екатерины. Автор — Эдуардо Лайта, азулежу изготовлены в Лиссабоне на фабрике Viuda Lamego.
Церковь Святого Ильдефонсо
Church of Saint Ildefonso (Igreja de Santo Ildefonso). R. de Santo Ildefonso 11, Porto.
Построена в 1739 году. В 1923 фасад был облицован азулежу, на которых изображены библейские сюжеты и сцены из жизни святого Ильдефонсо.
Церковь Святого Антонио
Igreja de Santo António dos Congregados. R. de Sá da Bandeira 11, Porto.
Три сцены с библейскими сюжетами из жизни …. Угадайте сами кого. Смотрим по пути в один из самых красивых в мире вокзалов. Я как раз фотографирую стоя возле него.
Вокзал Сан Бенту
São Bento Station. Praça de Almeida Garrett, Porto.
Вот это прям топчик. Одно из мест, куда надо в первую очередь пойти в Порту.
Вокзал построен на месте сгоревшего бенедиктинского монастыря, отсюда и название. Вокзал обслуживает внутренние маршруты северного направления. Например, отсюда можно уехать в Брагу. Международные поезда отправляются с вокзала Кампанья.
Но главное здесь конечно не поезда, а невероятные интерьеры, оформленные панно из азулежу со сценами из истории Португалии. Первые азулежу были выставлены в 1905 году.
Церковь Кармо и Церковь Кармелитов
Igreja do Carmo / Igreja dos Carmelitas. R. do Carmo, Porto.
Это две церкви, стоящие рядом. Между ними расстояние метр и узкое здание встроено. Та, что с масштабной картиной из азулежу на стене — церковь Кармо, построена в 18 веке, а рядом с ней церковь Кармелитов (с колокольней) — 17 век.
Фасад на стене церкви Кармо в 1911 году был покрыт плиткой. Это самое большое панно в Порту.
Кстати, в Португалии вход во все церкви за донаты. Очень назойливые кадры на входе просто вымогают по 3-5 евро. В некоторых объявления вешают, что пожертвования обязательны. Ходить ли в каждую решайте сами, я этого не делаю. Там красиво снаружи, а не внутри.
Небольшое панно есть снаружи, но мне больше нравится внутри. Вход 3,5 евро.
Темные готические своды и коридоры, серые колонны и все это соседствует с бело-голубой плиткой. На семи панно вдоль внутреннего двора изображены сцены из Ветхого Завета