Парадные Петербурга 3
Продолжаю делиться фотографиями и историями домов и парадных Петербурга. Это третья часть. Начать лучше с первой — Парадные Петербурга, там я показывал семь парадных и рассказывал про доходные дома, чтобы было понятно, что это такое.
Сегодня один роскошный дом с двумя разными парадными и второй дом с необычной, я бы даже сказал странной, парадной.
Дом последнего эмира Бухары
Каменноостровский пр., 44Б. Год постройки — 1913-1914. Архитектор — Степан Самойлович Кричинский. Дворы открыты. Парадные закрыты, но вы уже знаете, что делать. Караулить доставщиков или жильцов. Ничего страшного в этом нет. Вы же там не собираетесь колоться или шпекаться, да? Будем смотреть две парадные — которая внутри двора и ту, что выходит на Каменноостровский (там самый смак).
Если стесняетесь зайти с жильцами, в Петербурге есть экскурсии по дворам, парадным и коммуналкам. Напомню, что я полный мизантроп и никакими турами по городу не промышляю. Кому надо, вот здесь есть большой выбор с проверенными местными гидами.
При входе во двор-курдонёр будет шлагбаум, слева и справа золотые двери. В эти двери вам не надо. Слева — женская консультация, за правой дверью сидит охрана. Обходим преграду и сперва идем рассматривать дворы.
История
Во второй половине 19 века Бухарский эмират находился под протекторатом Российской империи. Логично, что Сеид Абдулахад-хан — эмир Бухары, отправил своего тринадцатилетнего сына Сеид Алим-хана на учебу не куда-нибудь, а в Петербург. Сеид Алим-хан выучился, вернулся домой, и в 1910 году, после смерти своего отца, занял бухарский престол.
Как любой нормальный житель Средней Азии, который провел молодость в Петербурге, Сеид Алим-хан решил, что было бы неплохо иметь домик на берегах Невы. Тем более, что с деньгами у эмира было все в порядке.
Во время очередной командировки в столицу Российской империи, Сеид Алим-хан попросил у Николая II разрешение на покупку небольшого участка земли для нужд мусульман. Выложил за это неприличную сумму денег и еще добавил приличную сумму для возведения на выделенном месте Соборной мечети. Архитектором был выбран Степан Кричинский. Проект так понравился эмиру, что он заказал у Кричинского строительство своего дома в Петербурге.
Дом получился самым выделяющимся и заметным на Каменноостровском проспекте. Как сами видите, никакого намека на восточный стиль в архитектуре, но при этом с восточным размахом.
Однако заказчику так и не удалось пожить в собственном доме. К моменту завершения строительства началась Первая мировая война. А когда в 1917 Красная Армия захватила Бухару, было уже не до Петербурга. Сеид Алим-хан бежал в Афганистан, где и прожил до конца своих дней.
Бабушкин пирожочек Сеид Алим-хан — последний эмир Бухары. Фото — Википедия
Итак, парадные в Доме последнего эмира Бухары. По проекту в доме есть фасадный корпус и два дворовых корпуса, связанных флигелями. Идем в первую парадную, которая находится во втором дворовом корпусе.
Год назад в этой парадной делали ремонт. Ну как делали…. Взяли акриловую краску ужасного поносного цвета и захерачили всё подряд, без разбора.
Как здесь было по задумке Кричинского. Белые стены, на полу белая, идеально вычищенная мозаичная плитка с контрастными черными рисунками ваз. Из восточных мотивов только неброские элементы декора. Камин для обогрева входной зоны. Там же можно оставить калоши. Швейцар у дверей…
Теперь идем в парадную фасадного корпуса. Там самый смак.
Всего семь квартир и все коммуналки! Типичная вонища начинается сразу от входа. Дубовые балясины сохранились кое-где. К перилам лучше не прислоняться, вся конструкция качается. Нереально шикарный потолок на последнем этаже, обезображенный шахтой лифта, постепенно умирает. Из плюсов — краска до прекрасных стен из искусственного мрамора пока не дошла. Удручает, что это вопрос времени. Потому что другой реставрации конечно здесь не будет. В доме не было капитального ремонта с 1914 года.
Про деньги. Половина дома, это там где золотая дверь с охраной, принадлежит братьям Васильевым. Если не знаете кто это, погуглите «Вырица особняк». Про государство и сохранение объекта культурного наследия всем и так понятно.
Ммммм…. коммуналочки… Оригинальные, убитые двери. Посчитайте количество звонков, чтобы понять сколько там внутри индивидуальных комнат.
Легенды Дома эмира Бухары
Есть две легенды.
Когда Бухару захватила Красная Армия, Саид Алим-хан бежал через горы с караваном, взяв только самое необходимое. Все сокровища он спрятал где-то в горах. И они до сих пор не найдены. В Ленинграде были уверены, что золото спрятано где-то в стенах дома на Каменноостровском.
Вторая легенда возможно не совсем и легенда. Говорят, что дом и Соборную мечеть на Петроградке связывает тайный подземный ход. Это примерно полтора километра. Нет никаких документов, но по воспоминаниям ленинградцев, живших в доме в 1930-х годах, они играли в темном тоннеле, который вел неизвестно куда. Да, возможно Кричинский предусмотрел для эмира возможность посещать в любое время мечеть, не встречаясь со всякими холопами на улице.
Дом с парадной «Гробница фараона»
Зверинская ул., 31. Доходный дом костромского малярного подрядчика Михаила Ивановича Грибкова, построен в 1931 г.
На самом деле дом так не называется. Просто все эти странные элементы декора навевают именно такие ассоциации.
В украшении фасада смесь из месопотамских и египетских орнаментов. Солнечный диск с крыльями и змеями на входе в парадную — символ бога Ра. Над окнами грифы — символ богини Нехбет. На самом верху еще и сфинксы. Знатоки символов утверждают, что там есть и тайные масонские знаки. Я в ложе не состою, поэтому без комментариев.
В доме одна парадная. Дверь закрыта. Чтобы почувствовать всю эту таинственность, надо подкараулить кого-нибудь из жильцов.
Кстати! Дом находится недалеко от котельной «Камчатка».
В парадной жильцов дома встречает богиня Хатхор. Опять же я не специалист по этой теме, прочитал об этом у местного краеведа Федора Грибкова, праправнука владельца дома.
Все элементы египетской отделки интерьера вестибюля никакой смысловой нагрузки не несут. Так захотелось архитектору.
С момента постройки парадная неоднократно перекрашивалась. Сейчас бело-синее сочетание цветов. Изначально, скорее всего, все стены были белые.
Еще про Санкт-Петербург
Петербург: осеннее настроение
Осень в Петербурге. Просто фото.
Анатомический Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Впечатлительным особам, а также во время обеда — не смотреть.
Ботанический сад в Петербурге: три времени года
Цветение сакуры и невероятный питерский сезон момидзи.
Не только Зимний: какие дворцы Петербурга посетить
Сравнить интерьеры со среднестатистической армянской квартирой.