Ранакпур: сокровище джайнов
В отдаленной долине горного хребта Аравали, в окружении леса расположилась группа храмов Ранакпур, возведенная в XV столетии. Такое место конечно нельзя пропустить, поэтому на пути из Удайпура в Джодхпур делаем обязательную остановку возле потрясающего храмового комплекса.
Всего в Ранакпуре 4 джайнских храма — центральный и еще 3 небольших, расположенных напротив главного. Центральный храм открывается в 12:00. Если приехали пораньше есть время покормить местных обезьян.
Или зайти в небольшие храмы, расположенные рядом. Обувь конечно же надо снимать. С водой в руках не пустят.
В 12 возвращаемся к главному храму. Аудиогид на английском в соседней от билетной кассы — бесплатно. Залог 1000 рупий или документ. Фото в том числе и на телефон платно. Рядом камера хранения, надо сдать воду, оружие, мобильные телефоны, фотоаппараты если за них не заплатили, потому как на входе будет жесткий досмотр всех вещей.
Главный храм Ранакпура (15 век) выстроен из почти целиком из белого мрамора, он посвящен первому тирханкару (в джайнизме человек, достигший просветления и ставший примером и учителем для всех тех, кто стремится к духовному наставничеству) Адинатху. Является одним из пяти священных джайнских мест.
Джайнизм — древнейшая религия, зародившаяся в Индии примерно в IX веке до н.э. В основе философии джайнизма лежит самосовершенствование души для достижения вечного блаженства. В современном мире джайнизм насчитывает 6 миллионов приверженцев в Индии и небольшие общины по всему миру. Как говорит Википедия — Джайнистские библиотеки — старейшие в Индии.
Храм представляет собой трехуровневое строение, причем разные уровни соединены колоннами, фрагментами свода, но не полностью, сквозь открытые участки в храм проникает солнечный свет, искусственного освещения здесь нет.
Святилище выполнено в уникальной четырехсторонней планировке, которая имеет четыре отдельных входа. Сразу за каждым входом открывается множество колонн, залы и часовни, украшенные традиционным орнаментом.
Орнаменты, украшающие 1444 колонн храма, отличаются друг от друга: здесь невозможно найти два одинаковых столпа. Часть орнаментов была повреждена и восстановить их невозможно.
В храме 29 залов разной формы, отгороженных друг от друга колоннами и парапетами. Над каждым святилищем свой купол, так что эти пять куполов перекрывают друг друга, образуя сложную многоуровневую конструкцию.