Кум
Сегодня последний день в Иране. Ночной рейс из Тегерана вылетает в 2:30. Чтобы доехать из Кашана в международный аэропорта Имама Хомейни не надо заезжать в Тегеран, прямая трасса, мимо всех столичных пробок. А значит можно сильно не торопиться и по пути заехать в город Кум.
План был такой — выезжаем на автобусе, до Кума ехать 1,5 часа, там на автовокзале ищем камеру хранения или на крайний случай договариваемся с местными магазинами, чтобы за пару долларов оставить у них чемоданы. Потом смотрим город, и в аэропорт на автобусе, ну крайний случай на такси. Ехать примерно час. Местной валюты оставалось ровно на все это приключение, включая пообедать и попить. Менять еще доллары не хотелось (потом все же пришлось в аэропорту).
И все наверное сложилось бы идеально, если бы автобус заезжал в город и ехал к автовокзалу, куда мы рассчитывали попасть. Но автобус не стал заезжать в город, там по-моему вообще никто не заезжает, все проходящие автобусы сворачивают в «карман», где стоит будка диспетчера, ларьки и банда таксистов. А может это просто станция такая.
Никто из ларечников не захотел брать чемоданы на хранение, а таксисты ни бум-бум по-английски, поэтому только весело ржали и повторяли два слова — Кум или аэропорт? Подключив к делу пару смышленных таксистов, продавцов и Google переводчик, разработали новый план и решили что Мустафа Али везет нас на такси в аэропорт, но по пути завозит в Кум, показывает мавзолей, чемоданы хранятся в его машине, пока мы гуляем.
Что смотреть в Куме
Кум — родина Исламской революции, один из древнейших городов, существовавших еще в домусульманскую эпоху. После раскола мусульманства на суннитов и шиитов, последние переехали в Кум, спасаясь от правивших халифов. В 8-12 веках халифы направляли в Кум войска и сжигали город дотла.
Немного религии.
В 7 веке, после окончания правления халифа Али ибн Абу Талиб, который был двоюродным братом пророка Мухаммеда, в обществе возник раскол. Часть народа считала, что власть может принадлежать только его потомкам. Последователей Али стали называть шиитами (в переводе с арабского шииты — «власть Али»). Другие последователи ислама считали что значение рода Али слишком преувеличено и власть может выбираться из других потомков Мухаммеда. Свою позицию они подкрепляли суннами — выдержками из Корана, поэтому их стали называть суннитами.
На сегодня доля суннитов составляет 80%, шииты — не более 20% мусульман, большинство из которых проживает в Иране, Ираке, Азербайджане, Бахрейне.
Чем сунниты отличаются от шиитов.
У суннитов власть принадлежит выбираемым или назначаемым лицам, шииты считают, что только только потомки Али, могут быть представителем высшей власти. Шииты признают как пророка Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али. Для суннитов Имам — главный человек в мечети, у шиитов Имам — главный духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.
В 20 веке Кум был выбран в качестве центра шиитского богословия. После Исламской революции в Куме основали университет исламского богословия имени аятоллы Хомейни.
Поэтому на улицах Кума всегда очень много представителей духовенства разного возраста. А в дни религиозных праздников сюда съезжаются тысячи паломников. Хотя в Куме всегда много паломников, потому что здесь находится одна из главных святынь мусульманства — мавзолей Фатимы Масуме.
Мавзолей Фатимы аль-Маасума
Вход на территорию комплекса как в аэропорт — с полным досмотром и сканом вещей. Внутрь мавзолея нас конечно не пустили. Вообще здесь как и в Ширазе правила постоянно меняются. Сперва пускали всех, потом только мусульман, потом перестали пускать иностранцев, даже мусульман. Наш водитель пытался договориться с местными, и ему почти удалось, пока не прибежал главный с усами, который сказал «нет, но вам для компании гид, который говорит по-английски и проведет экскурсию». В общем у нас никак не прокатило.
Я конечно расстроился, но не особо сильно, зеркальные мавзолеи уже видели, а походить по территории и посмотреть снаружи впечатлений не меньше. Больше меня опечалило, что всю эту красоту не увижу при ночной подсветке.
В общем ночевать надо было не в Кашане, а в Куме!
Фатима бинт Муса аль-Казим или Фатима аль-Маасума («Маасума» — с арабского «непорочная») — дочь имама аль-Казима, потомка пророка Мухаммеда, жившая в 9 веке. Почитается шиитами как святая. Титул аль-Маасума указывает на непорочность как и пророка Мухаммеда, Фатимы и двенадцати имамов.
История Фатимы такова.
Аббасидский халиф аль-Мамун якобы решил наладить отношения с шиитами и пригласил в провинцию Хорасан брата Фатимы — имама Али ар-Ризу. Фатима очень печалилась разлуке и решила поехать к брату, чтобы помочь ему с исламскими делами. Караван из 12.000 шиитов, во главе с Ибрагимом, вторым братом Фатимы (а всего 37 братьев и сестер) выдвинулся из Медины в Хорасан.
Караван был уничтожен людьми аль-Мамуна, большинство убито, а Фатима отравлена. Все это происходило в городе Сава, недалеко от Кума. Одна влиятельная шиитская кумская семья узнав, что сестра имама тяжело больна и находится в 60 км от Кума, отправилась в Саву, что пригласить Фатиму к себе в дом. Там она и провели последние дни своей жизни. Сегодня этот дом называется «Обитель света», там располагается медресе (богословская школа).
Согласно преданиям, во время похорон внезапно появились два всадника в масках, которые прочитали намаз и сами захоронили Фатиму. Шииты уверены, что это был сам имам ар-Риза и его сын.
Над гробницей Фатимы аль-Маасуме в 16 веке был построен мавзолей. Впоследствии мавзолей значительно расширялся, вплоть до времен Исламской революции. Паломничество к могиле Фатимы аль-Маасуме приравнивается у шиитов к посещению могилы Фатимы Захре — младшей дочери Мухаммеда.